Вопросы использования памятников истории и культуры, как концептуальная часть Государственной Комплексной программы сохранения и использования объектов историко-культурного наследия Абхазии.

В рамках данного доклада мы предполагаем вынести на обсуждение модель, конечной целью которой является сохранение, развитие и популяризация историко-культурного наследия Р. А.

Предлагаемая нами модель напрямую связана с туристической сферой, признанной приоритетной в экономическом развитии Абхазии. Необходимость создания концепции вызвана неопределенным положением памятников истории и культуры. Несмотря на то, что законом Р.А. памятники признаны наследием народа Абхазии, и государство декларирует о своей ответственности за их сохранность, в этой сфере существует масса проблем, в том числе концептуального характера.

Между тем, если разделять памятники по форме собственности, выявляется следующая картина.

1. Большая группа памятников относится к Абхазской епархии и другим религиозным объединениям.

2. К муниципальным, районным и республиканским органам власти.

3. Являются собственностью государственных и общественных организаций.

4. Находятся в собственности различных организаций и частных лиц.

5. Большая группа памятников не имеет собственника и значится в списках памятников Управления охраны памятников истории и культуры, как подлежащие охране.

Наибольшей угрозе, по нашему мнению, подвергаются те памятники, которые не имеют хозяина. Это памятники археологии, крепостные сооружения и комплексы. На них я остановлюсь подробнее, поскольку судьба памятников гражданского строительства, мемориалов и памятных мест мне кажется в лучшем положении. Их сохранение, реставрация и реконструкция под современные нужды дело ближайших лет и находится в плоскости роста общего благосостояния. Здесь существуют свои серьезные опасности, возникающие из стремления приспособить старые постройки под современные нужды: перепланировка, изменение этажности зданий, упрощение отделки старых фасадов, изменение материалов перекрытий и отделки и т.д. В данной области существуют разработанные положения и инструкции. Главное - строгое осуществление надзора и отработка механизмов его осуществления.

Вернемся к памятникам археологии: храмам и фортификационным сооружениям, дошедшим до нас в разрушенном виде.

Наша земля богата археологическим материалом, еще много невыявленных древних захоронений, поселений, различного рода строений, представляющих интерес для науки и для черных копателей. Случается такое, что они раньше специалистов обнаруживают объекты при помощи специальных технических средств. Другая немаловажная проблема – сохранение уже известных памятников от несанкционированной деятельности. Решение этой проблемы мне кажется осуществимой без особых затрат со стороны государства.

1. Необходимо обозначить предмет охраны и его границы и обязать местные органы власти (глав местных администраций и участковых) нести ответственность за памятники, находящиеся на их территории.

2.  Организовать тесный рабочий контакт ответственных лиц из органов власти с органами охраны историко-культурного наследия.

3. При появлении финансовых ресурсов – назначать смотрителей из числа местных жителей.

4. Еще один эффективный способ – создание местных органов охраны историко-культурного наследия. Это могут быть музеи, историко-культурные, археологические, архитектурные заповедники, которым переданы данные объекты в целях их сохранения и развития. Эту тему мне хочется более широко рассмотреть.

Мы все прекрасно понимаем, что даже в экономически преуспевающем государстве не всегда есть деньги на ремонтно-реставрационные работы. В нашем случае активное осуществление государством реставрационной политики без посторонней помощи невозможно. Однако памятники нуждаются в серьезных противоаварийных работах, мы наблюдаем утраты нашего времени, которые одними словами не предотвратить. В тоже время сами памятники способны заработать средства на свое исцеление, если правильно организовать работу на местах. Речь идет, в первую очередь, об уникальных объектах христианского мира и фортификационных объектах, интересных и удобных для посещения туристами. В этом направлении работы непочатый край. Мне кажется, всеми силами надо стимулировать создание и работу заповедников и музеев, которые объединят группы людей, заинтересованных в получении доходов от организации туристического посещения, это вдохнет новую жизнь в объекты старины. При самом худшем прогнозе, памятник будет расчищен, к нему будет прикреплен смотритель. В лучшем случае возникнет сплоченный творческий коллектив, способный решать задачи государственного масштаба. Получение доходов от посетителей – реальная возможность для оживления деятельности вокруг него. Кроме того, тут возникают возможности другого порядка. Вовлечение памятника в туристический оборот (с учетом необходимых ограничений пребывания туристов и их деятельности) делает дополнительную рекламу и для памятника, и для республики в целом, что с каждым годом будет приводить к увеличению численности людей и получаемых доходов. Хочу напомнить, что речь идет не о коммерции в чистом виде, потому что эта деятельность не предполагает распределение прибыли между его участниками, а должна направляться на охранные, изыскательные, консервационные и реставрационные мероприятия.

Подобная идея не нова и для Абхазии. Еще в советское время В. П. Пачулия много писал о познавательном и научном туризме, многие его идеи работали еще в то далекое время.

В современном мире историко-культурные комплексы музеефицируются, и благодаря мощной научной и государственной пропаганде рекламируются по всему миру, развивая туристическую отрасль и экономику в целом. За счет туризма живет Греция, Монако, Кипр, наш ближайший сосед Турция, активнее других развивая и популяризируя историко-культурное наследие своей страны. Определенные шаги в этом направлении сделаны и делаются в России. Однако достижения наших турецких коллег более заметны и прогрессивны. Можно изучать и перенимать опыт этих стран. К примеру, посещение для туристов христианских святынь, монастырей, церквей Греции платное, тоже самое в Европе. Эта плата не обременительна для туристов, но ощутима для памятников и людей, вовлеченных в их обслуживание.

По подсчетам наших российских коллег, от массового паломничества на культовые и значимые объекты удельная доля дохода, приходящаяся на сами памятники составляет не более 5%, все остальные 95% дохода приходиться на обслуживающую сферу. Это все виды транспорта, стоимость визы, проживание, питание и прочие услуги, приносящие значительные поступления в бюджет. Конечно, даже с точки зрения бизнес партнерства, почему бы государству не тратить часть полученных средств на восстановление своих памятников. Вполне разумно даже без чувства патриотизма и любви к собственному достоянию. 

Предложенная нами модель, несмотря на очевидные плюсы, не лишена определенных издержек в первую очередь морального характера, проявившихся в нашей работе в частности.

1.  К нам приезжает российский турист, не проинформированный или не правильно информированный о правилах посещения музеев под открытым небом. Существующая система: «кассир вручает билет взамен на деньги» создает возможность споров, пререканий, недовольств.

В Турции данный вопрос решили очень просто и оригинально. Турист приобретает карточку при въезде в страну или в другом удобном месте, приходит на памятник, где находятся турникеты, вставляет карточку, турникет открывается... Видимо в Турции с их количеством посетителей по-другому быть и не может. Думаю, для нас это время тоже настанет.

2. Устанавливая плату за посещение памятников, мы можем ограничить посещение памятников гражданами Абхазии. Считаю, что для граждан Абхазии при предоставлении документа, подтверждающего данный факт, посещение таких мест должно быть бесплатным, потому как объекты наследия являются достоянием всего народа Абхазии.

3. На данном этапе в Абхазию приезжают группы богомольцев, чтобы помолиться у христианских святынь. Это люди с небольшим достатком, не посещавшие храмы в других странах, их чувства оскорбляет такой подход, хоть и принятый и понятный в мире. Считаю целесообразным на какой-то период в качестве моратория сделать исключение для этой категории лиц. Хоть это и порождает на местах проблему их идентификации, которую можно и нужно решать сообща. Вообще, концепция паломнического туризма в нашей стране не разработана.

В мире существуют и другие модели, используемые в области наследия. Существуют множество фондов, собирающих немалые средства для различных направлений: на изучение культур, археологию, реставрацию, мониторинг и т. д., собирающие пожертвования от организаций и частных лиц. Их работа построена на мощной пропаганде научных направлений, в том числе и лоббирование особых условий для наиболее крупных спонсоров.

Из вышеперечисленного вытекает еще одна форма: партнерство государства и частного бизнеса. Эта формула активно работает в мире, возможно, в ближайшем будущем будет актуальна и в Абхазии. Смысл заключается в соглашении между госорганами и крупным бизнесом, памятники или комплексы передаются частному бизнесу в долгосрочную аренду. В соглашении указываются обязательства бизнеса по сохранению и реставрации объекта, также правила его дальнейшего использования. Затраченные средства бизнес возвращает с прибылью за счет монополии на организацию туристической инфраструктуры рядом с памятником. Это стоянки, рестораны, кафе, сувенирные магазины и многое другое, что не будет мешать доминирующему значению памятника и его функционированию. Данная модель актуальна для развивающихся экономик, жизнеспособна в условиях Абхазии.

По нашему мнению, для комплексного решения проблем в области историко-культурного наследия необходимо разработать и принять Государственную Комплексную программу. Впервые эта идея была озвучена в широком научном кругу на выездном Научно-методическом Совете в с. Лыхны, посвященном вопросам первоочередных противоаварийных работ на храме Успения Богородицы IX в. Тогда же готовилась совместная резолюция Управления по охране наследия Р. А. и АРООПИиК, сторон организаторов Совета. 

В то же время понимаем, что создание полноценной программы требует значительных интеллектуальных усилий. Возможно, что у нас недостаточное количество первоначальных статистических данных, но мы своими силами все же способны разработать идеологию и структуру программы, а ее наполнение объемами и цифрами можно возложить на другие структуры.

На наш взгляд Государственная Комплексная программа по сохранению и использованию объектов историко-культурного наследия Р. А. должна состоять из нескольких блоков-разделов.
 
1.  Законодательство и нормативная база.

1.1.Закон об историко-культурном наследии (в новой редакции).

1.2. Закон о музейном фонде и музеях.

1.3. Закон об особо ценных землях, о природопользовании.

1.4. Закон об авторском праве.

1.5. Поправки в налоговый, земельный, градостроительный, уголовный Кодексы Р. А., другие нормативные акты.

2.  Первоочередные меры

2.1. Инвентаризация всех объектов наследия. Паспортизация памятников, утверждение зон охраны.

2.2. Структурирование объектов по их значимости. (Историко-культурная, градостроительная экспертиза.)

2.3. Расчистка памятников, установка опознавательных надписей, организация охраны на объектах.

2.4. Составление списков памятников, подлежащих к проведению на них первоочередных, противоаварийных работ, которые состоят из нескольких этапов.

3.   Научно-исследовательские работы.

3.1. Создание постоянной рабочей группы для проведения археологических, архитектурных, архивных исследований, направленных на создание научно-проектной документации.

4. Ремонтно-реставрационные работы.

4.1. Создание реставрационной базы и мобильных групп, оснащенных переносным оборудованием и квалифицированным персоналом.

4.2. Проведение работ согласно утвержденному плану.

5. Использование и популяризация объектов историко-культурного наследия.

5.1. Создание необходимой инфраструктуры вокруг памятников.

5.2. Организация туристических маршрутов, создание популярной, рекламной литературы.

5.3. Создание единой системы использования памятников на территории республики.

5.4. Создание интерактивной археологической карты Р. А.

6.  Источники финансирования. 

На наш взгляд, на всех этапах осуществления программы возможно и даже желательно вовлечение частного бизнеса. 

По нашему глубокому убеждению, разработка Комплексной программы сможет определить главные направления деятельности на долгие годы, приоритетные концепции и методики, поможет разобраться с нынешним положением в этой сфере. А принятие и исполнение пунктов программы позволит шаг за шагом улучшать состояние и регулировать хозяйственную деятельность на объектах историко-культурного наследия. 

В некоторых странах западной Европы правительство выплачивает компенсацию за неудобства и издержки по содержанию находящихся в частной собственности объектов, таких как фамильные замки, дворцы и прочее.

Будем надеяться, что мы застанем такое положение вещей в Абхазии, для чего нам предстоит пройти немалый путь в подборе жизнеспособных концепций и моделей.

Испытываем уверенность, что предлагаемая нами модель жизнеспособна для всех районов Абхазии, потому что уникальные объекты восточной Абхазии также интересны для туристов. Люди, проехавшие тысячи километров, чтобы оказаться в Абхазии, поедут в любой достопримечательный уголок, к чему, конечно же, надо будет приложить всеобщие дополнительные усилия.

Директор Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» Аргун А. В.