Музей Абхазского Царства

Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник "Анакопия" приглашает совершить увлекательное путешествие вглубь веков по интереснейшим экскурсионным маршрутам.

С 1 мая 2023 года установлена стоимость  входных билетов на посещение  ГУ «Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия» - смотреть информацию...

Уважаемые гости нашего города!


Вы находитесь в Музее Абхазского Царства, являющемся структурным подразделением Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия».

Абхазия – страна древнейшей истории. Ее многочисленные материальные и духовные памятники культуры разных эпох свидетельствуют о долгом и непростом пути развития, о значительных политических и творческих успехах, а также о трагических поражениях и временах упадка. География и топография края, в которой сочетаются контрасты приморской полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной грядой гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса, располагают к формированию сложного исторического процесса. Многоярусный рельеф Абхазии, в частности и Анакопии-Нового Афона, рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными руслами, наполняющимися бешеными непроходимыми потоками в сезон паводков.

Абхазия простирается вдоль юго-восточного берега Черного моря от реки Псоу на западе до реки Ингур на востоке, от лазурных вод Черного моря до заснеженных вершин Кавказа. Здесь прослеживаются все климатические зоны – от влажных субтропиков до вечных снегов и ледников. В нашем экскурсионном рассказе мы неоднократно будем использовать привычный для слуха современников топоним Новый Афон, в более исторически верном звучании, как Анакопия-Новый Афон. Все дело в том, что на этом месте в эпоху античности формировалось ядро современного абхазского этноса, позднее в раннем средневековье здесь была основана первая столица Абхазского царства, носившая название Анакопия. И сегодня на горе, возвышающейся над водопадом, прекрасно сохранились фортификационные постройки Анакопии. А в нашем музее, посвященном истории формировании раннесредневековой абхазской государственности, представлена специальная экспозиция, посвященная истории Анакопии-Нового Афона. Это будет второй зал на нашем пути.

Сейчас мы находимся в первом зале «Абхазское царство», в экспозиции которого представлены палеонтологические находки, преимущественно, из окрестностей Анакопии, развернута археологическая экспозиция, отражающая посредством материальных предметов, начиная с каменных орудий труда, через эпоху бронзы, мегалитическую культуру, античную эпоху к средневековью, пути развитии от прагосударственных отношений к Абхазскому царству. Здесь языком представленных артефактов и картографического материала вы сможете узнать об истории зарождения абхазской государственности и ее развитии от времен Рима и Византии до Турецкого владычества, а также времени непростых взаимоотношений с Российской империей; о возрождении государства в Советский период, об Отечественной войне народа Абхазии против Грузии 1992-1993гг., и состоявшемся факте признания независимости 26 августа 2008 года.

В разделе «Этнография» вы узнаете об особенностях быта, хозяйственного уклада и характерных чертах абхазов. Отдельный стенд расскажет о внешних отличиях (типаже) абхазов XIX в. и выдающихся исторических личностях абхазского происхождения.

Представленные в экспозиции реконструкции древнего вооружения и «Абхазской лодки» по рис. Гамба 1826 г. дополнят ваши представления о нравах, образе жизни и деятельности абхазов.

Стенд «Старые виды» иллюстрирует Новый Афон и его окрестности в период деятельности Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. Именно на это время приходится знакомство населения Российской империи с Абхазией и ее историей. Царские власти предпринимали активные действия для изучения и популяризации достопримечательностей края. За прошедшие сто лет наш город сильно изменился, многие из представленных здесь видов, безвозвратно утрачены, что делает их более ценными для истории.

Палеонтология

В первой витрине расположены окаменелости и отпечатки древних морских животных мелового и юрского периодов (позвонки и ребро китообразных, морская звезда, отпечаток рыбы, окаменевший зуб акулы), отпечатки растений и моллюсков, сохранившиеся в осадочных породах, которым сотни тысяч лет.

Среди экспонатов выделяется череп пещерного медведя из с. Псху, дожившего как вид до мезолитического периода (9 – 12 тыс. лет назад). В это время в борьбе за выживание окончательно победил человек. Истребив этот вид, древний человек обжил многочисленные пещеры и гроты Абхазии. В окрестностях Нового Афона, в пещере Акую спелеологи обнаружили место массовой гибели пещерного медведя. Роковая природная случайность или слаженные действия древнего человека завалили вход в пещеру – теперь нам не узнать никогда. С тех пор, когда территория Абхазии и Кавказа в целом были дном доисторического океана, необратимо изменился климат, геология, топография и орография региона. Разумеется, все это сказалось на видовом разнообразии живой природы, окружающей нас. Лишь немногие виды растений из далекого прошлого сумели пережить природные катаклизмы, и приспособиться к нынешним условиям. По праву считается, что палеонтология изучает летопись земли, как неживой, так и живой, запечатленной в земных породах. Удивительно, не правда ли, как могли существовать и развиваться морские животные – моллюски «аммониты», достигавшие в диаметре более метра. Их окаменелости и отпечатки часто встречаются в окрестностях Анакопии в осадочных породах. Они также представлены в нашей витрине. История формирования земной поверхности демонстрирует беспрецедентную борьбу воды и камня, которая продолжается и поныне. Окрестности Анакопии-Нового Афона изобилуют гротами и пещерами, со своим ярким миром подземного царства. В этой витрине представлены крупные обломки сталагтитов и кальцитовая щетка, похожая на морские кораллы. Для тех, кто хочет познать подземный мир более ярко и глубоко, рекомендую посетить Новоафонскую пещеру - подземную жемчужину Абхазии.

Каменный век

На территории Нового Афона и его окрестностей, как и во многих местах Абхазии, человеческое общество складывалось на довольно ранней стадии своего развития. Найденные археологические материалы, относящейся к различным ступеням эпохи палеолита, свидетельствуют о культуре первобытных людей. 

Урочища сел Псырдзха и Анухва своими благоприятными природно-климатическими условиями способствовали защите и трудовой деятельности человека эпохи палеолита.

На высоком обрыве Анухвского плато имеется знаменитый грот Агца с наскальными изображениями. Грот расположен в середине отвесной скалы на высте 30 метров. Образовался ещё до полного развития максимального оледенения (длина около 7 м, ширина 2,5 м, высота 2-2,5 м.), а рядом в 2 км от неё расположена пещера Ахапыдза и множество других пещер и навесов, в которых были найдены минерализованные кости травоядных доисторических животных.  

В 30-ые годы археологом Соловьёвым Л.Н. были собраны и изучены, свыше тысяч предметов эпохи палеолита, относящиеся к среднему и позднему палеолиту. К ним относятся: кремневые пластины, отщепы, рубила, нуклеусы, диски, проколки, пилки, скребки и др., некоторые из них представлены во второй витрине.

На территории Нового Афона обнаружены материалы неолитической и энеолитической эпохи. Вдоль второй линии обороны Анакопийской крепости также были обнаружены каменные орудия и грубая керамика. Энеолитический материал представлен каменными орудиями из грота Ахупшка, из раскопа на приусадебном участке Смыр Г.Ш. это расписная круглодонная керамика, каменные ножи, долота, скребки, топоры.

Наиболее интересными являются каменные браслеты из полированного змеевика, свидетельствующие об искусстве той далекой эпохи.

Этногенез абхазов.


Происхождение абхазов и их место среди других народов мира давно интересует исследователей.

Признано - абхазский язык является одним из древнейших и труднейших языков мира. Он вместе с другими близкородственными языками (абазинский, убыхский, адыгейский, кабардинский, черкесский) образует западно-кавказскую (абхазо-адыгскую) языковую группу. Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные ветви (абхазы-адыги-убыхи) начался примерно 5 тысяч лет назад.  В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским. Данная гипотеза была впервые высказана в 20-х годах XX столетия швейцарским востоковедом Э. Форрером

Хатты или протохетты - древний неиндоевропейский коренной народ, обитавший в Малой Азии (на территории современной Турции). На близкое родство хаттов с абхазо-адыгами указывает наличие в их языках целого ряда лексических совпадений, соподчиненных префиксов в структуре глагола, широкого использования различных словосложений, общего суффикса женского рода, суффикса «ра» и элемента «нда» в топономических названиях; ономастики и религиозных культов, совпадения некоторых орнаментальных мотивов и т.д. На хаттском языке в Центральной Анатолии говорили начиная с IIIтыс. до н.э. и самое позднее по 1400 года до н.э. В хаттский союз племен входили почти идентичные по отношению друг к другу племена кашков (протоадыгов) и абешла (протоабхазов). Бытует мнение, что прародиной абхазо-адыгов была Колхидская экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные области Малой Азии, где во II – начале I тыс. до н.э. проживали родственные абхазо-адыгам кашки-абешла. Возможно тогда и произошло перемещение по побережью через восточнопричерноморский коридор (меото-колхидская дорога) и, далее, через перевалы прямых языковых предков адыгов на северные склоны западного Кавказа. Предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с соседними территориями труднодоступными тропами. Проабхазские же племена, как первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов, абасгов, санигов и застали античные авторы.

Эпоха бронзы

При раскопках Анакопийской крепости были обнаружены фрагменты керамических изделий, относящиеся к периоду ранней бронзы. К средней бронзе относят керамические столбики, найденные на прибрежных поселениях солеваров.

Эпохой ранней и средней бронзы датируются интереснейшие мегалитические сооружения – дольмены и кромлехи.

Дольмены представляют собой своего рода домики, сооруженные из четырёх вытесанных известковых плит, поставленных на ребро и перекрытых сверху такой же плитой, наибольшая из которых весила свыше 50 тонн. Отдельные дольмены имеют пол из такой же цельной каменной плиты.

Эти памятники распространены на территории Абхазии и Северо-Западного Кавказа, по берегам Средиземного моря, вдоль побережья Атлантики, на территории Ирана. 

Дольменный инвентарь, в основном, состоит из бронзовых предметов: топоров, украшений, браслетов, прозводственных слитков, а также керамической посуды.

Древнейшие образцы дольменных топоров представленны в нашей витрине.

Со временем, способы изготовления топоров совершенствовались. Топор приобретает боевое и ритуальное назначение. Немало экземпляров, найденных в т. ч. в селе Анхуа, украшены насечкой; встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков, а также животных, среди которых часто встречается изображение мифического животного (собаковолк или пантера) и змеи.

Родственные колхидская и кобанские культуры богато представлены во многих ведущих зарубежных музеях материалом из Абхазии. (Эрмитаж: ритон, всадник, топор, наконечник копья).

В этой же витрине экспонируются замечательные бронзовые браслеты. По мнению ученых, люди их носили на ногах, выражая тем самым определенный социальный статус. Примечательно, что ранее наши предки носили схожие по размерам каменные ножные браслеты. Является ли это случайностью, или доказывает культурную преемственность, пронесенный сквозь века обычай, столь странный для современного человека?

В дольменах впервые обнаружен обряд вторичного захоронения. Он заключался в следующем: умершего мужчину – воина заворачивали в бычью шкуру и подвешивали к священному дереву. Спустя время, истлевшие кости с предметами личного обихода уже вторично хоронились в дольмене.

Урновые погребения из селений Нижняя Эшера и Приморское, между которыми расположен Новый Афон, подтверждают также, что у древних колхов, ещё в эпоху т. н. колхидской бронзы существовал вторичный обряд захоронения. Об этом свидетельствуют античные писатели Геродот и Страбон.

Путешественники, посетившие Абхазию в разное время, отмечали, что обряд воздушного захоронения сохранился у абхазов и в позднее средневековье. Так Арканджело Ламберти, живший в Мегрелии в качестве миссионера 18 лет (1635-1653), писал, что у абхазов есть замечательный обычай: «покойников не хоронят, но вешают на деревья, помещают их в выдолбленные деревянные колоды, служащие гробом и привязывают их с помощью виноградной лозы к верхушкам деревьев, тут же вешают все оружие, которое покойник употреблял на войне».

Аналогичную картину описывает турецкий путешественник Эвлия Челеби (1641). Об этом абхазском обычае погребения писал и грузинский географ царевич Вахушти.

Мегалитическая культура в Абхазии также представлена кромлехами (исследованы археологом Г. К. Шамба в с. Эшера). В селе Анхуа был обнаружен и исследован кромлех с погребальным каменным ящиком в центре. Эти мегалитические памятники, датируемые эпохой поздней бронзы и раннего железа, также служили местом молений.

На горных склонах северо-западной Абхазии найдено более двадцати древнейших уникальных горнорудных шахт со сложными многоярусными ответвлениями. Не случайно, выдающееся место в языческом пантеоне Богов у абхазов занимало божество Шашвы, покровительствовавшее металлургии и являвшееся в свою очередь свидетельством большой традиции металлургического производства в прошлом.

Ярким образцом кобанской культуры является представленный в музее бронзовый котел из с. Анхуа (VIII в. до н.э.). К кобанской культуре относится и пояс с бараньими головками, найденный в Куланырхуском могильнике (VIII-VII в.в. до н. э.).  

Античность

Гораздо богаче представлены материалы, относящиеся к эпохе античности: бронзовый шлем, браслеты, перстень с изображением Афины Паллады, сердоликовые и бронзовые украшения, застежки, фибулы, а также амфоры привозные и местного изготовления.

Греческих колонистов привлекало богатство природно-экономических ресурсов края; наряду с Диоскурией на территории Абхазии они основали и другие города: Гюенос (Очамчира), Триглит (Гагра), Питиунт (Пицунда) и др. Появление греков способствовало проникновению в местную среду древнегреческой культуры, вовлечению местного населения в международные торгово-экономические отношения. Видимо тогда перестают существовать прибрежные поселения солеваров.

У подножия Анакопийской горы находился и частично был раскопан археологом А. Н. Греном позднеантичный могильник («Сушка»). Там были обнаружены янтарные дисковидные, хрустальные граненые, сердоликовые, каменные, стеклянные бусы, бронзовые и серебряные крестовидные фибулы, бронзовые диадемы с ромбическими концами, серебряные серьги, серебряные пуговицы, бронзовые пряжки, бронзовое зеркало, браслеты. Там же находились и остатки стеклянных и керамических сосудов, мечи, ножи, топоры с молоточковидным обухом, железные наконечники копий и стрел. Наиболее типичные предметы вооружения античного периода и средневековья представлены в зале 2. Здесь же мы видим реконструкции по археологическим образцам некоторых видов оружия. 

Абхазская государственность

По сообщению Плиния и Флавия Арриана в начале II в. н.э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, апсилов, санигов, мисимиан. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. Все эти государственные образования зародились под влиянием Римской империи, местные цари утверждались во власти римскими императорами, перед которыми несли воинскую повинность. В их обязанности входило также охрана караванов, идущих с товарами из Индии и Китая через горные перевалы Абхазии.

К первым векам нашей эры относится и проникновение христианства в Абхазию, которая явилась первым ее оплотом на Кавказе, ибо самая древняя здесь христианская епархия – с кафедральным храмом, украшенным мозаичным полом, - была основана в Питиунте (совр. Пицунда). Епископ Питиунта Стратофил был участником Первого Вселенского собора, проходившего в 325г. в г. Никее. Тремя веками ранее в Абазгию пришли проповедовать апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит со своими учениками. Спустя время апостол Андрей ушел проповедовать на север, к родственным абхазам джигетам, а Симон Кананит обосновался в ущелье реки Псырдзха, в природной пещере.

В IX веке, на месте погребения святого апостола был выстроен крестовокупольный храм. В экспозиции музея представлены фотографии и других храмов, построенных в «золотую эпоху» Абхазского царства.

С переносом столицы Римской империи в Константинополь усиливается военно-политическое, экономическое и культурное римско-византийское присутствие в Абхазии.

Абхазские племена вели непрерывную борьбу за свою независимость. Особо упорный характер она приняла при византийцах.  Ярким примером самоотверженной борьбы абазгов против византийцев является Трахейское сражение (550 г. н.э.), описанное современниками событий, историками Прокопием Кесарийским и Агафием Миринейским. Византийцы жестоко подавили восстание абазгов, упразднили власть местных правителей, саму Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи – ввели в Понтийский диоцез. 

В 555 году византийцы жестоко подавили восстание миссимиан (крепости Буколос-Бухлоон, Тсахар), которые также выступили против несправедливых притеснений.

Процессу возрождения абазгов способствовало появление арабов на политической арене в 30-е годы VII века, которые, воспользовавшись взаимным ослаблением Византии и Ирана, за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. Абхазские племена консолидируются, создается Абхазское княжество, оно лишь вассально зависит от Византии.

С VII в. до последней четверти VIII в. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, является резиденцией царей, одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа. Но и позже Анакопия оставался городом-крепостью, резиденцией.

В первой половине VIII в. до столицы Абазгии дошли полчища арабов, захватившие значительную часть Закавказья. В это время в Анакопии у правителя Абазгии Леона I скрывались картлийские цари Мир и его брат Арчил. 

Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению древнеабхазских племен, образованию независимого раннесредневекового Абхазского царства. К VIII-IX в.в. относится и формирование единой абхазской народности. Столица Абхазского царства, после расширения ее восточных границ до Сурамского хребта, переносится из Анакопии в г. Кутаис.  Леон II разделил созданное им царство на 8 воеводств: Абхазское, Цхомское, Бедийское, Гурийское, Рача-Лечхумское, Сванетское, Аргветское и Кутаисское. Реконструкция портрета Леона II представлена в экспозиции музея.

В IX-X в.в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Абхазская православная церковь еще в 8 веке становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы VIII и последующих веков. Их продвижение на Восток не было хищническим напором накопившего силы соседа, а все же выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов.

Как мы понимаем, ни военные, ни политические победы были бы невозможны без экономического могущества государства. Об экономических связях Анакопии с соседними и более отдаленными городами и странами в VIII – XII вв. говорят найденные здесь монеты. В экспозиции музея представлены анонимные медные монеты XI в. с изображением Христа и надписью на обратной стороне: «Христос – Царь царей», трапезундский аспр – XII в.. Здесь же были найдены: византийская серебряная монета с именем Константина Мономаха (1042-1054), монета времен Алексея Комнина XII в., серебряная монета царя абхазов Георгия: Давида (XII в.). Они свидетельствуют об усилении торгово-экономических связей Анакопии с Византией на отрезке 10-11 вв. возможно, что серебряные подражания куфическим дирхемам, имевшим широкое хождение по Евразийскому континенту, были чеканены в Анакопии, либо в другом крупном центре Абхазского царства. Все они были найдены в Анакопии.

Хроника Абхазских Царей VII-X в.в.

Анос
Гозар
Юстин
Финиктиос
Барнук
Дмитрий I
Феодосий I
Константин I
Феодосий II
Константин II 
Леон I (736-767), сын Феодосия II, брат и соправитель Константина II   
Леон II (767-811), сын Константина II
Феодосий III (811-837), сын Леона II
Дмитрий II (837-872), сын Леона II
Георгий I (872-878), сын Леона II
Баграт I (887-899), сын Дмитрия II
Константин III (899-929), сын Баграта I
Георгий II (929-960), сын Константина III
Леон III (960-969), сын Георгия II
ДмитрийIII (969-976), сын Георгия II
Феодосий IV (Слепой) (976-978), сын Георгия II
Баграт II Багратид (978-1015), сын Гурандухт – дочери Георгия II

В конце X в. в связи с династическим кризисом – отсутствием прямых наследников – абхазский престол переходит к Баграту Багратиду, сыну Тао-Кларджетского царя и сестры последнего абхазского царя Феодосия Слепого – Гурандухт. Подтверждая свое законное вступление во власть, Баграт II издает манифест, известный как «Диван абхазских царей», в котором перечисляет своих предшественников на абхазском престоле. Династия Леонидов, правившая в Абхазском царстве около 200 лет, сменяется Багратидами, которые правили Абхазским царством до 1243 г.

В XI в. вокруг Анакопии произошли значительные политические события. После смерти Абхазского царя Георгия III в 1027 г. воцарился старший сын его, Баграт. Между тем, вторая жена Алда со своим сыном Дмитрием проживала в Анакопии. В первые годы царствования Баграта III около 1032 г., царевич Дмитрий при поддержке части абхазских феодалов и византийцев, добиваясь захвата престола, поднял мятеж против своего брата. Но мятежники потерпели поражение и эмигрировали в Византию, передав заодно и Анакопию в распоряжение императора Романа Аргира. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, в начале 30-х годов XI в.  перешел во владение византийцев. В общей сложности Анакопия находилась в их руках около пятидесяти лет. Вислая печать протопроедра и эксусиакратора Всей Алании Константина, найденая в Анакопийской башне, также печать протоспафария Сотириуполя и Анакопии Николая, подтверждают летописные данные.

В связи с натиском турок-сельджуков, внутреннее и внешнеполитическое положение Византии было   ослаблено, и она не в силах была удерживать Анакопию. Окончательное бескровное изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграта III, царе Георгии IV. По всей видимости это было в первые годы правления византийского императора Алексея I Комнина.

Однако вскоре у восточных границ царства появилось двадцатитысячное войско монголов. В 1243 году Абхазо-Картвельское царство вынуждено было признать власть монгольского хана Батыя. Царство было разделено на две части, западная часть управлялась абхазским царем, который согласно армянскому историку XIII в. Хетуму, был «силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго». Восточная часть царства попала под полную зависимость монголов.

Первое упоминание о генуэзских факториях на территории Абхазии относится к 1280 году. Генуэзская фактория, расположенная в Анакопии, являлась достаточно крупным торговым пунктом. Об этом свидетельствуют итальянские карты XIV в., на которых в разных формах встречается название Анакопия: Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия.  Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, полезные ископаемые (серебро). Взамен генуэзцы местному населению привозили соль, предметы роскоши, быта, ткани, ковры, вооружение, специи, благовония, драгоценные металлы.

Главной статьей экспорта были рабы. Рабы вывозились в Золотую орду и на невольничьи рынки Средиземноморья. Цена рабов зависела от этнического происхождения, пола и возраста. Более всех ценились черкесы, которые добровольно продавались: в основном, это были молодые девушки, попадавшие в восточные гаремы, и юноши, вербовавшиеся в наемные войска.  В Египте из них формировалась верхушечная часть общества – мамлюки. С 1382 по 1517 г.г. эта страна находится под властью мамлюков черкесского происхождения.  

В начале 60-х годов XV в. турки захватили Крым и часть Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная система в Причерноморье прекратила свое существование.

После полувековой борьбы между Турцией и Ираном в 1553 г. был подписан мирный договор, по которому спорные территории были поделены на сферы влияния. Турции досталось все Западное Закавказье, в том числе и Абхазия.

Абхазия управляется   собственными   владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют   в   междоусобных   войнах с соседями, а также противостоят туркам. В середине XVII в. усиливается турецкое владычество, которое приводит к постепенному искоренению христианства и распространению ислама суннитского толка, многие абхазские феодалы получают турецкие имена. Процветает похищение людей и работорговля. По этой причине Абхазские прибрежные поселения пустеют. Роль Анакопии, как административного и религиозного центра ослабла. Нагорная крепость опустела. Лишь в прибрежной крепости расположился турецкий гарнизон, сменивший покинувших Абхазию генуэзцев.                                                                                                                                Хроника владетельных князей из рода Чачба-Шервашидзе согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней  

Кобулел (1045 г. - ?)
Отаго (XII в.)
Соломон (XIII в.)
Дардан (XIII в.)

В   1243   г.   возглавлял  400000   тыс. войско Сельджукского султана Кеи Хусрева II в войне с монголами, погиб в сражении.

Рабиа (XV в.)
Бана (XVI в.)
Султан Мурат III (1574 - 1595 г.г.) направляет ему письмо с требованием прекратить морской грабеж.

Путо (XVI в.)
Беслаква, сын Путо (XVI – XVII в.)
Соломон, сын Путо (XVII в.)
Сетеман, сын Путо (XVII в.)
Сустар, сын Сетемана (XVII в.)
Сарек, сын Сустара (XVII в.)
Зегнак, сын Сустара (XVII – XVIII в.в.)
Ростом, сын Зегнака (XVIII в.)
Манча, сын Ростома (XVIII в.) В 1733 г. разбил войско турецкого паши, отстоял   независимость   Абхазского княжества. Зураб, сын Ростома (XVIII в.)  Келешбей, сын Манчи (178? – 1808 г. г.)  Сафарбей (Георгий), сын Келешбея(1810 – 1821 г. г.)  Омарбей (Дмитрий), сын Сефербея (Георгия) (1821 – 1823 г.г.)
Хамутбей (Михаил), сын Сефербея (Георгия) (1823 – 1864 г. г.)

Последний владетельный князь Абхазии, сослан в Воронеж, где скончался в 1866г.

Последствиями многолетней Русско-Кавказской войны и Русско-Турецких войн XIX века стало упразднение в 1864 г. Абхазского княжества, многократное насильственное выселение «непокорных» абхазов за пределы родины (1864г., 1867г., 1877-1878 г.г.)  

По окончании последней Русско-Турецкой войны абхазское народ был объявлен «виновным» перед Российским императором. Подавляющая его часть была выселена в пределы Османской империи (числ. до 50000 чел.).  Опустевшие земли вокруг Анакопии были подарены царским правительством русским монахам, прибывшим в 1875 г. из Греции со святой горы Афон, из монастыря святого великомученика целителя Пантелеймона. Весной   1876г.  монахами было заложено четыре каменных здания нижнего монастыря с храмом и школой для абхазских мальчиков – сирот. В это же время исконные названия Анакопия, Псырдзха сменяются на Новый Афон, а чуть позже Анакопийская гора переименовывается в Иверскую.

В 1884 г. монахи приступили к работам по возведению верхнего монастыря. А в сентябре 1888г. Новоафонский монастырь посетил император Александр III со своей семьей и совершил закладку собора во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. 

На фотостенде музея представлены старые виды Нового Афона времен бурной деятельности монахов Симоно-Кананитского монастыря конца XIX, нач. XX в.в.           

В 1907 году Столыпин отменил «виновность» абхазов, в результате чего они были уравнены в правах с другими народами империи.

4 марта 1921 году Абхазия становится самостоятельной Советской Республикой- CCР Абхазия.

В декабре 1921 г. - Абхазию принуждают заключить союзный договор с Грузией и делегировать последней часть полномочий.

1 апреля 1925 г. III Всеабхазский съезд Советов принял первую Конституцию ССР Абхазия.

В 1931 г. в обстановке политического   давления, Абхазию принуждают “добровольно” пойти на понижение своего статуса и стать автономной республикой в составе Грузинской ССР.

В 1936 - 1938 г.г. репрессировано руководство Абхазии, цвет нарождавшейся интеллигенции.

С 1992 года, после распада СССР, Абхазия становится независимой Республикой, после победы в войне 1992 – 1993 г.г. де-факто независимое от Грузии государство.

С 2008 г. признанное несколькими государствами, независимое демократическое государство – Республика Абхазия.

Реконструкции


Мореходство.

С древнейших времен в экономической и культурной жизни абхазов имели большое значение море и мореплавание.

Наиболее ранние сообщения о мореходстве у колхских племен мы находим у Ксенофонта. По его описанию вблизи Трапезунда были разбросаны "колхские селения", а у прибрежных моссиников было высоко развито рыболовство и мореплавание, о чем свидетельствовали сотни лодок этого племени. Страбону принадлежат ценнейшие сведения о развитии мореходства у племен черноморского побережья Кавказа античного времени. Из страбоновского описания вытекает исключительно важное значение мореходства у гениохов, которые "господствовали на море", плавая на своих знаменитых камарах - небольших, узких и легких ладьях, рассчитанных на 25-30 человек.

Они славились как выдающиеся наездники и страшные для купцов морские пираты, живущие «морским разбоем». «Ввиду скалистости берегов у них не было стоянок и гаваней, и они на плечах уносили свои лодки в леса и прятали до следующего выхода в море». Так практиковалось в Абхазии вплоть до XIX в..

Агафий (VI в.) отмечал, что "колхи совершают морские путешествия, когда это возможно, и извлекают выгоду из торговли".

"Камаритами» греки называли черкесских и абхазских пиратов. «Они на своих лодках - "камарах", выжженных из стволов гигантских буков, которые прятали в рощах при устьях рек, внезапно нападали на купеческие суда, особенно в штилевую погоду". (Франческо Аларо, Генуя. 1409 год.)

В XVIII в. абхазы еще продолжали активно заниматься мореходством. По описанию Вахушти абхазы "по морям ходят на судах..., в которые они садятся по сто, по двести и по триста человек, и нападают в пути на суда османлисов и лазов-чанов и чаще всего у побережья Мегрелии и Гурии". Далее он указывает, что в боях на море абхазы "стойки и могущественны".

В период правления владетельного князя Абхазии Келешбея Чачба (80-ые г. XVIII в.) им был создан сильный флот. До 600 военных галер владетеля постоянно крейсировали вдоль Черноморского побережья на всем протяжении от Батума до Анапы. На первом этапе своей деятельности Келешбей пользовался военно-политической поддержкой Турции, под протекторатом которой находилась Абхазия. В период расцвета этих отношений владетель построил в Сухуме 70-пушечный корабль и подарил его султану. В это время (1792г.) его брат Мехметбей становится командующим флотом Оттоманской империи.

Не молчат и источники XIX в. относительно абхазского судоходства. По словам Броневского, приморские абхазы в начале XIX в. еще плавали на лодках по Черному морю, нападая на оплошных корабельщиков и тех, кто сел на мель, караулили мореплавателей у берегов в опасных местах.

По словам Э. Реклю, абхазские «суда, ходившие под веслами и под парусами, экипаж которых состоял из 200-300 человек, отваживались нападать на берега Анатолии, Крыма и Европейской Турции, вплоть до Босфора».

По свидетельству Торнау, абхазы ловили дельфинов в открытом море на своих каюках.

Весьма ценные данные об абхазском мореплавании оставил нам Гамба - французский путешественник первой четверти XIX в., засвидетельствовавший в 1826 г. у абхазов наличие больших восьмивесельных суден-лодок.

"Абхазская лодка", как автор сам ее называет, была настолько примечательной, что он оставил подробные ее зарисовки, а в своем параллельном словаре некоторых абхазских, черкесских и грузинских слов он записал вышедший уже из употребления абхазский термин mattwher, означавший лодку. В экспозиции музея представлена «Абхазская лодка», изготовленная в 2010 г. по рис. Гамба.

В 30-40-х годах XIX в., с учреждением Черноморской береговой линии, состоявшей из ряда крепостей и укреплений, возведенных царскими войсками, и организацией крейсерской службы русского Черноморского флота по Кавказскому побережью местное мореходство приходит в упадок.

Вооружение абхазов

За всю многовековую историю абхазы переняли, выработали и накопили значительный опыт в изготовлении различного оружия. В экспозиции представлены восстановленные виды оружия, они изготовлены путём свободной ковки дамасской и пакетной стали. В оформлении использованы традиционные материалы – серебро, медь, поделочные камни, кожа ручной выделки, рог, галун и тканые материалы.

Абхазы почти никогда не расставались с оружием: ни днём, ни ночью, оно являлось для абхазов самым верным и надёжным другом. Абхаз всегда был готов к тому, чтобы в случае опасности дать отпор врагу, даже хозяйственными делами занимались с осторожностью, имея рядом с собой оружие. У нас вы можете увидеть макет абхазского мужчины в традиционной одежде и при оружии. Рядом представлено вооружение, типичное для XIX века: это винтовка или кремнёвка, шашка, пистолет, кинжалы. Всё это было как привозное, так и местного изготовления.  Оружие всегда считалось самым ценным подарком для мужчины.  Широкое распространение горячего оружия постепенно вытесняло традиционные луки, реконструкции которых представлены здесь же. Один из луков простой, он использовался для охоты, другой – составной, усиленный слоем сухожилий и роговой накладкой, использовался в боевых целях. Такие луки были распространены у всадников еще в середине 17 в.

В экспозиции музея представлены и другие необходимые в быту абхазов этнографические предметы: бурдюк (кожаный мешок), чувяки, снегоступы, цалда и серп, а также разновидности палки-посоха (древнейшего оружия). Охотники и пастухи в горах не обходились без посоха, с помощью веслообразного посоха можно было чистить снег, грести. Интересно предназначение посоха с разветвленными рожками: на него опирали ружье при стрельбе, на крючках развешивали одежду и оружие. Позже в XX веке предназначение посоха поменялось. С посохом и сегодня можно встретить старейшину, мудрого и уважаемого человека. Письменные свидетельства 19 в. сообщают о большом значении у абхазов коневодства. С раннего детства и мальчиков, и девочек обучали верховой езде. У нас представлены традиционные мужское и женское седла, типичные для рубежа 19-20 веков.

Этнография.

Известный этнограф, профессор Г. Ф. Чурсин писал: «Абхазы сохранили много пережитков пройденных ступеней культурного развития, представляющих драгоценный материал для истории культуры не только народов Кавказа, но и всего человечества вообще».  

В центре зала представлен макет абхазской усадьбы, которая состоит из центрального двора с жилыми постройками, и огороженным участком, где обычно располагаются хозяйственные постройки: конюшня, коровник, козлятник.

Двор, называемый «амдзырха», «ашта», «агуарп», обносился оградой с одними главными воротами со стороны подъездной дороги и несколькими перелазами (ахцыста) или калитками. Он составляет центральную и самую существенную часть каждой усадьбы, представляющую собой большую чистую поляну. Во дворе специально оставляется хотя бы одно тенистое дерево. В жаркие дни под ними проводят значительную часть времени.

Самое раннее описание абхазского двора мы имеем у Арканджело Ламберти (XVII в.): «двор весь окружён и отделён сперва рвом, потом забором. Каждый старается устроить красивей из весьма крепких столбиков, врытых в землю и переплетённых тонкими ветвями. Над входом ставят большие ворота, укреплённые перекладинами и большими брусьями; на них вырезаны изображения различных животных или другие фигуры».

Назначение абхазского двора заключалось еще и в том, чтобы обеспечить совершение культовых и ритуальных действий: молений, связанных с благополучием всех членов семьи, животноводством, земледелием, виноградарством и т.д. 

Абхазский двор несет особые функции, связанные с исполнением обычаев во время свадеб, похорон, приема гостей – «асасдкылара».

Кузня «ажьира» являлась для абхазов святилищем, кузнецы были свободными людьми и принадлежали к особой привилегированной касте.

Кладбища в Бзыбской Абхазии в основном находятся на территории усадьбы, а в Абжуйской же Абхазии за пределами усадьбы в специально отведённом месте для всего рода. В нижней части макета с четырех сторон представлены археологические и этнографические предметы, а также их макеты. В частности, под макетом представлена строительная керамика, обнаруженная при археологических работах на храме Симона Кананита. Эта информация весьма важна для воссоздания первоначального облика храма. Здесь также расположены фрагменты тарных сосудов – пифосов и пифосообразных кувшинов, бытовавших в Абхазии длительное время. Они использовались для хранения зерна, вина, масла, рыбы и мяса. Костные пищевые отходы представлены в зале 2., о них пойдет речь позже. Рядом с макетом абхазского двора представлены предметы виноградарства и виноделия.

Корыто, выдолбленное из цельного ствола сосны. В нем абхазы давили виноград, а полученное вино заливали в большие керамические сосуды – ахапща, закопанные в землю. И сегодня нередко используется такой прием крестьянами-виноделами.

Население Абхазии с древнейших времён занималось ткачеством, об этом говорят многочисленные археологические находки: глиняные и каменные пряслица, следы тканей на керамике. Ещё в XIX начале XX вв. абхазы разводили коноплю, из которой изготовляли специальные высококачественные верёвки. Местные льняные ткани во времена Колхиды вывозились в страны античного мира.

Абхазские женщины ткали домашнее сукно, из которого шили для мужчин черкески, башлыки, ноговицы с наколенниками, охотничьи, пастушеские, детские костюмы и др. Они изготовляли из хлопка, льна, шерсти и шелка: ковры, скатерти, простыни, полотенца, и др. Ткачество вместе с производством войлочных вещей было одним из главных видов женского домашнего производства. Всему этому девочек обучали с детства. Об абхазских девушках говорили, что «она рисует птицу на лету» или «у птицы на лету снимает мерки».

Отдельный фотостенд музея показывает типажи абхазов разных периодов, знакомит с историческими личностями, внесшими вклад в культурную, политическую жизнь родины и зарубежья.

Историческая судьба абхазов в историческом прошлом складывалась не всегда благоприятно. Наши предки, населявшие в древности обширные территории от северо-восточной Турции до Таманского полуострова, богатые природными ресурсами и расположенные на пересечении древних торговых путей, были многочисленны и сильны. Под натиском бесконечных войн и разграбления богатств края, истощались силы абхазского народа, ставя его на грань физического истребления. Однако народ выстоял в беспрерывной борьбе за самосохранение, свободу, независимость, сохранил свой язык, государство и самобытную культуру.

ЗАЛ 2.

Теперь вы пройдете во второй зал, посвященный истории «Анакопии – Нового Афона». Вы пройдете под крытым ходом, соединяющим оба зала. Уже здесь начинается экспозиция, посвященная истории Нового Афона, в которой представлены изделия Новоафонского литейного завода, кирпичного завода. Все это с вязано с деятельностью монахов Новоафонского монастыря, основавшего обитель в 1876 г. Они развернули широкую хозяйственную деятельность. Это и лесопильный, кожевенный, свечной, воскобелильный заводы, мельница, пекарня, гидроэлектростанция, в которой собственно и располагается экспозиция музея. Основной объем здания гидроэлектростанции был построен в 1902 г. монахами. Здесь были установлены две турбина Френсиса, мощностью по 120 КВ., в 1936 году здание было реконструировано, заменены турбины. Станция проработала до 1990-х годов.

В зале 2. «Анакопия – Новый Афон» представлена материальная культура средневековой Анакопии и Нового Афона. Как мы говорили ранее, Анакопия являлась столицей Абхазского царства. Именно здесь складывалось воедино искусство строить, лепить, ваять, обрабатывать камень и металлы. В этом смысле Анакопия, с ее многочисленными фортификационными и культовыми постройками, является открытой книгой – музеем под открытым небом. С полной уверенностью мы можем утверждать, что здесь из железной руды выплавлялось железо, обжигалась известь и керамические изделия. Здесь изготавливались оригинальные образцы посуды, претендовавшие называться роскошными для своего времени. Здесь располагалось большое количество христианских храмов, украшенных резьбой и надписями. Сегодня в экспозиции зала представлены наиболее выдающиеся лапидарные памятники, собранные монахами Новоафонского монастыря еще в конце 19 века, а затем сложенные ими же на растворе в алтарной части храма Феодора, что располагается на вершине Анакопийской горы. Эти плиты были бережно демонтированы в 2016 году и перенесены под крышу. После тщательной исследовательской работы, призванной определить их предназначение и место, они представлены в нашем лапидарии. Также мы показываем графическую реконструкцию алтарной преграды раннесредневекового храма, используя новые археологические данные. В будущем при составлении научно-проектной документации по реставрации Анакопийского храма Феодора, эти данные обязательно будут учтены. В центре зала стоит стеклянная усеченная пирамида, в которой представлены наиболее яркие археологические находки 2008; 2014 -2015 гг. из Анакопийской крепости. Рядом у западной стены представлены типы наконечников стрел, имевших широкое хождение на протяжении длительного времени. К сожалению, древки луков, колчаны, щиты, ремни не сохраняются во времени. Однако их металлические детали не редки среди находок. Над витриной представлен макет станкового арбалета, а справа на стене – стрела и наконечники такого стреломета. Здесь же вы видите каменные ядра из воротного узла Анакопийской крепости, а рядом баллистную машину, сохранившуюся в чертежах средневековых европейских инженеров.

Результатом многолетней архивной и исследовательской работы, работникам музея удалось графически восстановить значительное количество фортификационных объектов, ныне утраченных, также на основании новых данных удалось представить их объемно-пространственную композицию и привязать к местности. Эта работа вылилась в данный макет Анакопийского городища, показывающий состояние городища на время его полного расцвета – 12 в. Строения привязаны к топографии местности в масштабе 1:5000. Данная работа проведена впервые, что позволяет визуализировать широкое пространство, обустроенное для отражения враждебных действий. По объективным причинам на макете не представлены жилые и хозяйственные постройки, которых, надо полагать, было огромное множество. На макете фиксируется местоположение двух гаваней, рассчитанных на прием больших судов – в устье реки Мысра, и небольших лодок – в устье Псырдзха. Топография местности и расположение оборонительных рубежей свидетельствует, что основного неприятеля анакопийцы поджидали со стороны моря. Именно прибрежная крепость была призвана защитить город от морского десанта, который мог подойти и с востока сухопутной дорогой. Западная стена закрывала подступы с запада.

Под макетом представлены археологические находки того же отрезка времени, что и само городище. Это материалы, извлеченные из разных культурных слоев Анакопийской крепости.

В развитие темы о значении мореходства – представлена абхазская галера, реконструированная по рисункам начала 20 века, сохранившимся в турецком архиве. Надо полагать, судя по архаичной форме галеры, что такие же галеры курсировали вдоль побережья Абхазии и во времена Абхазского царства. Эта форма кормы и дна, как наиболее приемлемая для абхазских условий, пережила несколько революций в кораблестроении, и погибла лишь под ударом российской военной флотилии во второй половине 19 века.

Здесь же рядом мы представляем железное оружие и сопутствующее времени железа оснащение. Следует отметить, что военизированный характер был воспринят абхазским обществом еще в древние времена. Видимо поэтому в хозяйственном комплексе традиционно преобладают предметы вооружения и орудия для их изготовления.

Железные изделия в Абхазии появились в VIII в. до н.э. В VII-VI вв. до н.э. в Абхазии научились целенаправленно, с помощью цементации (насталивание), превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку. Бронзовые орудия уже не могли конкурировать по крепости с закаленной сталью. Тогда и наступила в Абхазии эпоха железа, представленная богатым материалом из некрополей. В основном это: мечи, наконечники копий и стрел разных форм, ножи, топоры, кинжалы. Все это свидетельствует о важности и особой значимости оружия в жизни местного населения. Сменялись эпохи, вместе с тем изменялась тактика ведения сражений и виды вооружения. В витрине античность и раннее средневековье представлены виды наконечников копий – основного наступательного оружия, а также боевых топоров, составлявших на раннем этапе особые рода войск. Соседняя витрина представляет более спокойные для Анакопии времена, когда серьезные угрозы для Абхазского царства миновали. Изделия из железа использовались для изготовления ножей, гвоздей, орудий обработки камня и дерева. Все эти предметы из Анакопии свидетельствуют о широком созидательном процессе, в который были вовлечены массы населения. Очевидно, что без объединения усилия всех слоев населения, были бы невозможными данные достижения.

Материальная культура Анакопии после 13 века приходит в упадок. Прослеживается деградация в керамическом производстве и строительстве. Мы это связываем с расколом этнического поля, усилившегося в связи с экспансией монголов в Закавказье. Историческое название местности Анакопия постепенно забывается. Уже в начале 19 века это место называется Псырта, а к концу 19 века в связи с деятельностью монахов Новоафонского монастыря преобладает название Новый Афон. Анакопийскую гору же миссионеры-колонисты переименовывают в Иверскую, в честь иконы Иверской Божьей матери, привезенной из Греции. Все это стало возможным в связи с изгнанием абхазов с родных земель по итогам русско-турецкой войны в 1878 г.

Именно с широкой хозяйственной деятельностью монахов связано возрождение этого места. Ими создаются новые строения культового и хозяйственного назначения, некоторые древние объекты ими были разрушены, другие восстановлены. Многие из них и в наше время доминируют в исторической части города. Наследие монахов, являющееся предметом изучения и охраны, формирует экспозицию под открытым небом, отчасти работает и в наше время, определяя облик города, как исторического, туристического центра. В ближайшее время мы планируем расширить экспозицию зала «Анакопия – Новый Афон» материалами, посвященными современной истории города.

Добро пожаловать, приходите к нам, в историко-культурные комплексы заповедника.   

Источники и литература 

Чачхалиа Д. К. Хроника абхазских царей. М., 2000. 
Абхазия и абхазы грузинских повествовательных источников (сост., переводы с груз., примеч. Г. А. Амичба). Тбилиси, 1988 
Гунба М. М. Абхазия в первом тысячелетии. Социально-экономические и политические отношения. Сухуми, 1989. 
Хонелия Р. Х. Политические взаимоотношения Абхазского царства и царства Армянских Багратидов. Автореферат на соискание к. и. н. Ереван, 1967. 
Известия византийских писателей о Северном Причерноморье. Вып. 1, Москва-Ленинград, 1934. 
Кавелин (Архимандрит Леонид). Абхазия и в ней Ново- Афонский Симоно-Кананитский монастырь (сост. И. Н.). М., 1898. 
Хрушкова Л. Г. Цандрипш. Материалы по раннехристианскому строительству в Абхазии. Сухуми, 1985 
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007. 
Инал-ипа Ш. Д., Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухуми, 1965. 
Аджинджал И. А., Из этнографии Абхазии. Сухуми, 1969. 
Мукба А. К., Владетельные князья Абхазии. Сухум, 2005. 

Контакты: т.+78402458130   +78402458050 
info@afon-abkhazia.ru