Ущелье реки Псырдзха

Ущелье р. Псырдзха славится живописными ландшафтами с эндемичной флорой, карстовыми образованиями, доступными пока лишь спелеологам, мало изученными гротами и полостями с останками пещерного медведя, служившими кровом и первобытному человеку. На протяжении тысячелетий здесь жил человек, притягиваемый чистой питьевой водой, богатой природой и доступным кровом. Ущелье славится и христианскими святынями, главной из который является келья святого апостола Симона Кананита. 
 
Здесь разворачивались многочисленные исторические события, коих след сохранился в архитектурных памятниках. Это изящные мостики, плотина и каменный акведук конца XIX начала XX вв., в которых были реализованы передовые технические решения того времени.

Река Псырдзха одна из самых коротких в мире. Ее протяженность составляет менее 3-х км. А вот самая короткая река Репруа, длиной всего 18 м, также находится в Абхазии, близ города Гагра. Псырдзха выходит из недр земли, а выше идет сухое русло, которое протягивается на 14 км. Эта карстовая река, связанная невидимыми нитями с ледниками Главного Кавказского хребта и сегодня является источником чистой питьевой воды.

Любому путешественнику, посетившему Абхазию, сразу же бросается в глаза пышная растительность края. Естественным ботаническим садом покрывает он берег Черного моря.

Растительный покров Абхазии в значительной степени можно считать реликтовым, ведь в его составе насчитывается около 2000 видов, из них более 150 составляют редкие виды деревьев и кустарников. По богатству лесами Абхазия занимает одно из самых видных мест на всем Кавказе. Кроме того, на территории заповедника рассажены такие редкие виды растений, как самшит колхидский, тис ягодный и клекачка колхидская. У туристов есть возможность познакомиться с ними на развернутой в естественных условиях экологической экспозиции. Здесь также произрастают несколько эндемичных видов (диоскорея Кавказская, василек Барбея, подснежник Альбова и т.д.).

История Нового Афона уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Уже в третьем тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение. Века сменяли века, и каждое поколение оставляло после себя плоды своих рук от каменных и бронзовых топоров до величественных архитектурных сооружений. На самой вершине Анакопийской горы, на высоте около 350 м над у.м., находится крепость Анакопия. Так когда-то назывался Новый Афон. Носил он и другие названия. В древних римских, византийских и генуэзских источниках его называли Трахеей, Анакофой или Никофой, но для абхазов крепость всегда была Анакопиа-абаа. Анакоп значит «вершина богини-матери» («Ан-анцва» богиня-мать, «коп-куап» вершина, гора, курган, скала).

Начиная со второй половины VI в., после объявления христианства государственной религией во всей Абхазии стали воздвигаться христианские храмы. Они строились, как правило, в местах прежних языческих святилищ, в священных рощах, почитаемых местными жителями.

А вместе с тем пора вспомнить и еще об одном варианте этимологии названия «Псырдзха». Согласно ей «Псырдзха» переводится как «родник души». «Апсы» значит у абхазов «душа», «адзы» «родник». Ведь и свою страну абхазы называют Апсны – Страна души, а язык «апсшва» «песней души». Возможно, что это название связано с проживанием здесь апостола Иисуса Христа.

По свидетельству греческих писателей и многих исследователей, семена христианства были заброшены в Абхазию еще в I веке после Рождества Христова. Спустя 20 лет по Вознесении Христа Спасителя на Кавказский берег Черного моря и в Абхазию явились апостолы Андрей Первозванный и спутник его Симон Кананит, изгнанные из Римской империи после распятия Христа. Симон Кананит остался здесь для проповеди христианства, а Андрей Первозванный через некоторое время ушел далее в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску).

Спустя пять веков христианство окончательно утвердилось в Абхазии и становится государственной религией.

Христианство оставалось господствующей религией более тысячи лет и сменилось мусульманством. Правда, и в этот период на территории Абхазии не относились к христианству враждебно, а развалины древних храмов почитались по-прежнему.

Но вернемся к Симону Кананиту. После казни Христа он прибыл на Черноморское побережье и просвещал абхазов в окрестностях г. Севасты (Сухум), во время гонения на христиан Иверским царем Аркадием поселился в Псырдзхе.

В течение почти двух лет апостол жил в небольшом гроте. Он спускался туда сверху, по веревке, через небольшой естественный вход.

В 55 г. после Рождества Христова он был убит недалеко от своей кельи, ниже по течению реки. Согласно легенде это произошло так:
«Святой апостол Симон Кананит обошел много земель от северных пределов Египта до самых Кавказских гор. Неся благую весть, он вступил на землю колхов и, пренебрегая крайней усталостью, двинулся дальше.
Он шел, как простой странник, питаясь кореньями диких кустарников, утоляя жажду у лесных родников. Борода его спуталась, пожелтела от пыли, ноги покрылись язвами, грубая власяница сопрела от пота. Влекомый несокрушимой верой в ученье Христово, апостол достиг Абасгии. Абасги приветливо встречали старца, кормили диким медом и кислым молоком. Апостол подолгу разговаривал с ними, пытаясь обратить их к великой вере Христовой. Он терпеливо благодетельствовал, и слово богово, казалось, с трудом проникало в их грубые души, ибо абасги отвечали так:
- Добрый странник, ты гость наш, и двери наших хижин открыты для тебя. Что же до твоих слов, смысл которых едва постигается нами, мы подумаем о них после. После того как ты побываешь в Псырдзхе и наши вожди убедятся в истинности твоих речей.
И вот апостол Симон появляется у крепостных ворот местечка Псырдзха. Стража препроводила его к вождям, где он с большим воодушевлением принялся рассказывать о господине своем Иисусе Христе - сыне человеческом, о двенадцати апостолах его, среди коих оказался и предатель по имени Иуда. Два дня говорил старец, а на третий вожди предложили ему три вопроса.

Вот первый.
- Верно ли, что твой господин, по имени Иисус Христос, - сын человеческий, и верно ли, что он властвует над человеком в этом мире и в мире потустороннем? спросили вожди.
Апостол воскликнул, и голос его был как гром:
Истинно! Мы рабы его здесь, и рабы его там, в царстве мертвых, ибо он господин всему живому и мертвому!
Абасги поняли старца.
- Ответствуй, - продолжал вождь, - верно ли, что твой господин рожден от женщины.
- Истинно так! ликуя близкую победу, сказал святой апостол.
- Скажи нам, почтенный старец, как согласуется учение твоего господина с учениями мудрых эллинов по имени Платон и по имени Аристотель.
И он спросил:
- Кто сии эллины?

Абасги переглянулись, удивленные вопросом святого апостола. И тогда объявили, что только наутро почтенный старец услышит их решение.

- Ты говоришь: вот господин вам от колыбели и до смертного дыхания! Ты говоришь: вот господин вам и за гробом… А разве смеет человек, рожденный женщиной, властвовать всю жизнь над человеком от колыбели его до могилы и даже за могилой? Нет, это есть вечное рабство, рабство неотвратимое для тех, кто признал твоего господина своим, а признав его, назвался его рабом. Мы долго обдумывали твои слова и, обдумав, пришли к единому мнению: чтобы семя твоих слов не дало ростков на земле нашей, предать тебя смерти, - ответили ему вожди абасгов.

Старец затрясся от гнева. Он собрался было возражать, но суровые абасги повели его к берегу горной реки и удавили.»

Однако это всего лишь легенда, которую народ бережно пронес сквозь века, передавая ее из уст в уста. Как же на самом деле погиб святой апостол мы уже, возможно, никогда не узнаем.
Но, так или иначе, в конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи пристроили лестницу, прорубили удобный для посещения вход, в нишах расставили иконы. И по сей день они почитают это место как святое и тысячи паломников ежегодно приезжают ему поклониться. После проведенной заповедником реконструкции пешеходная тропа позволяет подойти и к лобному месту, где согласно легенде был убит святой апостол Симон Кананит, и к самой келье. Подойдя к лобному месту, внизу, на дне реки, можно увидеть камни с красными пятнами. По преданию монахов это несмываемая кровь святого апостола. Паломники считают эти камни священными.

Захоронен апостол ниже по устью реки. На том месте в IX в. был построен храм, который носит его имя по сей день. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.). В настоящее время это действующий храм, который можно посетить, спустившись в нижнюю часть ущелья к водопаду.

В ущелье вы сможете увидеть еще одну христианскую святыню - наскальный след Симона Кананита.
Согласно легенде, бытующей в абхазском народе, когда местные жители не поверили Симону Кананиту, что он один из апостолов Христа, он в доказательство оставил след на этом камне.

Через несколько веков по следам Симона Кананита пришел святой Пантелеймон Исцелитель. В память о нем один из гротов в ущелье был назван его именем.

Бурные исторические события происходили на этой земле. Издревле Анакопия являлась главной крепостью Абазгского царства. Но в конце VIII века абазгский царь Леон II вышел из-под зависимости Византии, присоединил земли Апсилии и объявил себя царем абхазским. Анакопия стала столицей. Она процветала, росла, перестраивалась и укреплялась. Со временем черта города стала доходить до самого моря, где пролегала четвертая оборонительная стена и была устроена удобная гавань. Позже, когда сила абхазского царства ослабла, значимость города уменьшилась, и некогда многолюдный портовый и административный центр пришел в запустение. К концу XVIII века город представлял собой развалины, заросшие густым лесом. Старое его название уже мало кто помнил, и он стал именоваться Псырдзха.

Не прошло и века (в 1875 году) как царское правительство, завершившее покорение Кавказа выделило территорию Псырдзхи и ее окрестностей монахам русского Пантелеймоновского монастыря из Старого Афона (Греция). Они приступили к строительству Нагорного монастыря, а местечко вокруг него, так понравившееся им, назвали Новым Афоном («Афон» в переводе с греческого означает «беззвучное, тихое место», а еще точнее «нет звука»). И только река сохранила прежнее название Псырдзха, так она зовется и до сих пор.
До1961 года на территории Нового Афона была известна одна единственная небольшая сталактитовая пещера, что находится непосредственно под кельей Симона Кананита.

Позже была открыта Пропасть абхазских спелеологов или пещера Акую. Она находится у истоков реки Псырдзха на высоте 160 м. над у. м., а ее абсолютная глубина доходит до 90 м. Эта пещера была открыта в 1965 году абхазскими спелеологами под руководством Гиви Смыр, которому принадлежит также и открытие знаменитой Новоафонской пещеры.

Здесь выявлены следы обширного кострища первобытного человека и скопления костей пещерного медведя. Общая площадь скопления древесного угля, золы и полуобнаженных костей пещерного медведя составляет около 4 кв.м. Толщина накоплений достигает 15-20 см. Поверх них натекли сталагмиты (высота около 1 м) и толстая кальцитовая корка. При изучении этих накоплений, местами выступавших на поверхность, была выявлена серия кремневых остроконечников, скребел, отщепов и обломков. Общий характер орудий указывает на то, что эта находка должна быть связана с охотничьей стоянкой позднемустьерского времени (около 50 тысяч лет назад). Это первая находка подобного рода в пещерах Абхазии, свидетельствующая о длительной войне человека и грозного животного в борьбе за выживание.

В ущелье располагаются Маникварская шахта, гелектитовая пещера, Анакопийская пропасть и много других безымянных карстовых образований не готовых для посещения.

Анакопийский заповедник был создан местными краеведами в 1990 году. Однако, Отечественная война в Абхазии 1992-1993 гг. приостановила его работу. И спустя почти 10 лет он возобновил свою деятельность, результаты которой сегодня могут увидеть посетители. Проведена реконструкция тропы и благоустройство исторического ущелья, к15-ти летию со дня победы народа Абхазии закончена реставрация главной Анакопийской башни XI в.. В 2010 г. в комплексе «Водопад», рядом с храмом Симона Кананита был открыт музей Абхазского Царства, экспозиция которого наглядно показывает историю зарождения и развития абхазской государственности с древних времен до наших дней.

Наш небольшой город со своей уникальной историей нуждается в сохранении и развитии. В планах заповедника реставрация Анакопийской цитадели (IV в.), реконструкция комплекса «Водопад» и многое другое. Еще много работы и в самом ущелье: расширение экологической экспозиции, разведение форели, обустройство вольера для диких животных, продолжение работы над благоустройством маршрута, создание этнографической экспозиции.

Мы будем рады продемонстрировать все это во время вашего приезда в наш прекрасный край. До свидания. До новых встреч.

___________________________________________________

Литература

1. Анчабадзе З. В. История и культура древней Абхазии. – Москва,1964г.
2. Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии 9 6 – 17 вв. ). – Сухуми, 1956.
3. Амичба Г. А. Новый афон и его окрестности – Сухум, 1988.
4. Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении. Сухум, 1923.
5. Гареев А. М., Тания И. В. Географо-экологический анализ воздействия военных конфликтов на природную среду ( на примере Республики Абхазия ).- Уфа, 2003.
6. Гвоздецкий. Карст. – Москва, 1981.
7. Инал-ипа Ш. Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов.-Сухуми, 1976.
8. Пачулия В. П. Новый Афон: ист.-культ. очерк.- Сухум, 1973.
9. Акаба Л. Х. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. –Сухуми, 1984.
10. Смыр Г. В. Ислам в Абхазии и пути преодоления его пережитков в современных условиях. –Тбидиси, 1972.
11. Пачулиа В. Абхазия – край туризма. – Сухуми, 1975.
12. Новый Афон: путеводитель. Автор текста Милованова Н. – Сухум, 2003.
13. Тинтилозов З. К. Новоафонская пещерная система. – Тбилиси, 1983.