Монастырь Симона Кананита

Ново-Афонский Симоно-Кананитский (мужской) монастырь

Знаменитый Ново-Афонский монастырь – это краса и оправдание русского церковного дела на Черноморском побережье (протоиерей Иоанн Восторгов).  

История Ново-Афонской обители началась 6 сентября 1875 года, когда с разрешения наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича последовал осмотр и выбор места на развалинах древней Анакопии. Уже 27 ноября последовало утверждение земельного надела в 327 десятин под усадьбу и 1000 десятин под угодья создаваемой монахами из русского Афонского Пантелеимоновского монастыря новой монашеской обители на Кавказе. 23 ноября 1875 года прибыл с греческого Афона на Псырдзху иеромонах Иерон (позже архимандрат, настоятель Ново-Афонской Симоно-Кананитской обители) в качестве эконома и архитектора. Монахи расположились на временное жительство в древней прибрежной башне, позже переделанной в гостиницу для почетных гостей. В марте и апреле 1876 г. о. Иерон заложил четыре каменных здания у развалин прибрежной крепости и церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К 1 октября 1876 г. все заложенные здания были построены. Церковь была украшена резным, золоченым иконостасом, богатой церковной утварью. 17 октября последовало освящение храма и открытие школы на 20 человек для абхазских мальчиков сирот.

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. приостановила деятельность монахов, на время боевых действий они скрылись в Гелатском монастыре. В Анакопии же возмущенные царской колониальной политикой местные жители сожгли все монашеские постройки. Абхазцы хорошо помнили карательные действия 1866-1867 г.г., когда в ультимативном порядке были выселены из своих земель целые общины. Их место заняли переселенцы из разных областей Российской империи. Гнев возмутившихся абхазов пал и на этих, теперь беззащитных людей, они бежали вслед царским войскам, покидавшим Абхазию. Однако Русско-Турецкая война закончилась поражением Турции и ее союзников. Началось массовое насильственное выселение абхазов. Тайно возвращавшиеся на родину люди были объявлены виновными и бесправными перед царской администрацией. Их земли вокруг Анакопии были дарованы Ново-Афонскому монастырю.

Культурное значение монастыря одинаково сказывалось в его духовно-просветительской и благотворительной деятельности, в развитии разных отраслей сельского хозяйства и ремесел. Всякие отростки и саженцы монастырь охотно раздавал желающим, чем способствовал разведению в крае лучших сортов и новых культур. В аптеке все бедные пользовались медицинскими советами и медикаментами бесплатно. Несмотря на жесткий колониальный царский режим, покровительствовавший новой русской обители на Кавказе, деятельность монахов получала живой отклит в сердцах коренных жителей.

Уже через 20 лет после его основания, для путешествующего морем таким представлялся монастырь:
Издали открывается красочная панорама: «на вершине Иверской горы блестит крыша Иверской часовни, а на склоне величественных гор, защищающих монастырь от северных ветров, среди густой зелени вырисовывается большое красивое трехэтажное здание нового нагорного монастыря, построенного четырехугольником, как строятся все афонские монастыри. На переднем фасаде этой постройки высятся круглые с позолоченными крестами куполы трех церквей: посередине, над святыми вратами - трехкупольный Св. Вознесения, в восточном углу - св. ап. Андрея Первозванного, на западном - Всех Святых Преподобных Афонских.

Из-за этих наружных построек нагорного монастыря выдвигаются и величественно возвышаются над всей округой стены и купола громадного собора во имя св. Великомученика Пантелеимона с четырьмя пределами».
Далее путешествующий должен был на гребном судне доплыть до монастырской пристани, устроенной на железных сваях. У начала пристани внимание посетителя привлекает красивая часовня, воздвигнутая в память чудесного избавления императора Александра 111 с семьей от угрожавшей им 17 октября 1888 г. опасности.

Начало пристани составляет каменная на цементе набережная, которая защищает берег от разрушительного действия морских волн во время шторма. Далее влево набережная огибает смежную с морем сторону прудов. Это один из живописнейших уголков монастыря – сеть прудов пресной воды, обсаженных пирамидальными тополями и плакучими ивами. Среди прудов оставлены несколько островков, на которых отдыхают белые лебеди, плавающие в прудах. Несколько арочных мостиков и фонтан украшают этот тихий таинственный уголок. В прудах разводится в небольшом количестве рыба разнообразных пород.

С этого места открываются сложные сооружения, имеющие важное значение в монастырском хозяйстве. Так через всю пристань и набережную проложены рельсы узкоколейной железно-конной дороги, которая далее идет вокруг монастыря, захватывая на своем пути все главные хозяйственные учреждения: продовольственный склад, мельницу, хлебопекарню, лесопильню, поднимается к нагорному монастырю, на каменоломню и оттуда на кирпичный 

С пристани путь лежит к святым вратам нижнего монастыря. С правой стороны от них стоит старая часовня. Слева от них расположена монастырская лавка. Внутри двора в обе стороны тянутся длинные ряды монастырских зданий: гостиницы и общая старанноприимная для простых, столярная и сапожная мастерские, корпус для братии, трапезная и кухня. Сквозь врата, замыкающие нижний монастырь, виднеется мощенная камнем аллея, обсаженная по сторонам роскошными кипарисами. Вправо от аллеи расположены: школа с пансионом для 20 абхазских мальчиков, больница с аптекой для братии, другая для рабочих, столярная мастерская для учеников школы, помещение для служащих при больнице и школе. По левую сторону аллеи раскинут ботанический сад с оранжереей.

В настоящее время, поднявшись на террасу верхнего монастыря, посетитель видит перед самым зданием широкий подъезд, за каменной оградой внизу лимонную и апельсиновую рощу и прекрасный сад, простирающийся далеко на восток.

В монастырь, к святым вратам ведет портик, стены и потолок которого расписаны священными изображениями.
Нижний этаж весь из местного простой тески камня, в нем расположены все подвалы и в некоторых из них положены рельсы узкоколейной дороги. Второй и третий этажи из кирпича, в них располагаются братские кельи. Часть западного корпуса занимает роскошная трапезная с кухней и просфорней. Над ней возвышается 50-метровая колокольня с часами – подарком императорской семьи. Стены трапезной расписывали «волжские богомазы» - братья Оловянниковы.

Самая большая из трех церквей, расположенных в 3 этаже здания, располагается в его юго-восточном углу и посвящена св. ап. Андрею Первозванному. При ней особый придел, в котором на хорах помещается братия. Перед самой церковью расположен большой притвор. В своде храма написан Господь Саваоф.
Храм в юго-западном углу посвящен всем святым афонским.
Больничный храм во имя мученика Иерона на северо-западном углу братских корпусов примыкал алтарем к братской больнице.

На северо-восточном углу монастырского четырехугольника находится церковь в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Избавительница».

Вправо от главного корпуса расположены кузнечная, столярная, слесарная, малярная и др. мастерские. На западном конце построек – прачечная. С западной же стороны монастыря спускается к храму св. ап. Симона Кананита широка аллея, прозванная «Царской аллеей». Река Псырдзха вырывается из ущелья, покрытого густой растительностью. В этом месте устроена между горами каменная плотина, вследствие чего за ней образовалось озеро. На правом берегу реки устроена двухэтажная мельница, за нею к западу – помещения для рабочих, далее скотный двор. Мимо него дорога ведет на Иверскую гору, на ее гребне которой высятся развалины Анакопийской крепости.

На левом берегу реки Псырдзха стоит древняя, вновь отреставрированная церковь св. ап. Симона Кананита. На юго-запад от нее высится развесистое ореховое дерево, фонтан, увенчанный каменным крестом, из ветвей которого струится вода. Дорога от церкви до моря идет по кипарисовой аллее между садами и плантациями маслин с одной стороны и монастырскими огородами с другой стороны.

Из озера, образованного плотиной, вода падает вниз красивым водяным занавесом и затем по каналам разводится в разные места нижнего монастыря, для орошения огородов, питомников, садов, на прачечную и далее на протяжении двух верст чугунными трубами на кирпичный завод. Для снабжения монастыря питьевой водой существует другое сооружение. К колесу водяной мельницы приспособлена водокачка, которая одновременно с работой на мельнице накачивает воду в общий бассейн, расположенный выше нагорного монастыря. Из него вода распределяется по трубам в верхний и нижний монастыри.

При выходе из нагорного монастыря через восточные ворота опять попадаешь в огромный сад, в котором расположены одна за другой мастерские: медницкая, токарная, столярная, слесарно-железная, литейная, кузнечная, кровельная, позолотная, для выделки кожи.

Главный собор во имя св. Великомученика Пантелеимона был воздвигнут в 18888-1900 г.г. по проекту архитектора Н. Никонова при участии архимандрита Иерона. Длина собора 53,3 м, ширина – 33,7 м, высота главного купола – 40 м. его венчают пять куполов, Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был также объем центральной апсиды. Роспись монастыря и собора осуществлялась мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н.В. Малова и А. С. Серебрякова в 1913 г. Цикл росписей посвящен жизни великомученика и целителя Пантелеимона, сценам из Священного писания.

Главный престол храма посвящен св. великомученику Пантелеимону. На правой стороне – придел св. Александра Невского, на левой - св. Марии Магдалины, над ними на хорах – Святителя Николая и св. Георгия и колокольней при нем.

К низу от нового монастыря, по террасам спускаясь все ближе и ближе к морю, белеют постройки прежнего монастыря и среди них – церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Архистратига Михаила и колокольней.

Хронология монастырских построек.

3 февраля 1879 г. последовало освящение вновь созданной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
8 декабря 1879 г. последовало Высочайшее утверждение прав монастыря – акт, который не увидел первый настоятель монастыря иеромонах Арсений, скончавшийся 17 ноября.
16 июня 1880 г. утвержден настоятелем-игуменом Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря иеромонах Иерон.
4 мая 1881 г. открыта новая пристань при монастырском рейде.
10 мая 1882 г. был торжественно освящен восстановленный древний храм св. ап. Симона Кананита.
7 декабря 1882 г. - окончание строительства по проекту инженера И. С. Веняжского и открытие каменной плотины через Псырдзху.
6 июня 1883 г. освящен устроенный в Покровском храме, в честь Августейшего ктитора обители, придел во имя св. архистратига Михаила. Начаты работы по устройству нагорного монастыря.
К августу 1884 г. было положено основание монастырского четырехугольника. В этом же году была приобретена и смонтирована в Тифлисе передвижная железная дорога.
4 октября была отнесена в пещерную келью икона св. ап. Симона Кананита.
В 1885 г. Пицундский храм присоединен к монастырю с поземельным наделом в 1049 десятин.
В 1888, 24 сентября монастырь посетила семья монарха: Император Александр 3 Александрович, императрица Мария Федоровна, их сыновья Николай и Георгий. В этот же день состоялась закладка главного собора во имя св. великомученика Пантелеимона во дворе нагорного монастыря.
4 сентября братия Ново-Афонского монастыря встречала чудотворную икону Божьей Матери («Избавительница»), привезенную из Греции.
11 августа 1894 г. в нагорном монастыре освящен первый храм – Вознесения Господня.
28 сентября освящен храм св. ап. Андрея Первозванного
30 января 1895 г. освящен храм во имя всех святых, на Афоне подвизавшихся. В этом году на вершине Иверской горы была выстроена часовня Иверской Божьей Матери.
1 марта 1896 г. совершен переход братии во вновь отстроенный нагорный монастырь.
С конца 19 в. лесные массивы к северу от Афонской горы эксплуатировались монахами посредством устроенной ими узкоколейной дороги к урочищу Лашипса. С Афонской горы лес спускался по канатной железной дороге, откуда посредством железной дороги дрова развозились к складам, деловой лес – на лесопилку или к пристани для продажи.
С 1 июля 1901 г. весь монастырь стал освещаться электричеством. Электричество использовалось для подъема строительных материалов на Иверскую гору. Их поднимали в небольших вагонетках по стальным, подвешенным к опорам канатам.
В 1902-1903 г.г. станция была реконструирована. В ее комплекс вошли: бетонная плотина в верхней части ущелья, водозабор с холостым сбросом воды, каменный безнапорный канал (430 м.), два туннеля, один из них с бассейном для регулирования воды, напорный чугунный трубопровод с разветвлением на две нитки, здание ГЭС с двумя турбинами Френсиса мощностью 106 КВТ.
После пожара 1903 г., в с. Анхуа был построен каменный корпус с домовой церковью во имя Иоанна Предтечи.
В 1908 г. Новоафонские пруды были благоустроены, облицованы камнем стены прудов, разбит парк, построены арочные мостики.
В 1911 г. были завершены работы по созданию монастыря.
11 июня 1912 г. приемником архимандрита Иерона становится архимандрит Илларион, последний настоятель монастыря.
В 1924 г. монастырь был закрыт, все имущество было национализировано.
В 1994 г, спустя 70 лет монастырь начал возрождаться, началась служба в храме св. ап. Симона Кананита, ремонт и благоустройство монастырских корпусов.