Абхазский двор

Абхазская община (акыта) тянулась десятки километров, занимая значительную площадь. Каждая такая община делилась на ряд поселков, представлявших в прошлом родовые поселения. Жилища абхазов были разбросаны по холмам, равнинам, долинам рек и ущельям, среди девственных лесов, на расстоянии 1-2 километров в среднем друг от друга. Поселившись на новом месте, каждая семья расчищала для себя вокруг своего жилища небольшую площадь и устраивала отдельную усадьбу.  

Вот как описывает абхазскую деревню анонимный автор, посетивший ее в 1877 году:
«Шалаш, куда вошли мы, был только началом абхазского поселка… За полверсты – стояла другая лачуга; от нее сажен за полтораста – третья; четвертая в сторону забилась, пятая забралась на верхушку холма и закуталась там от постороннего взгляда в зеленое облако дубовой рощи… Всего – хижин двадцать, а разбросались верст на восемь. Абхазец выбирает жилье по душе, мало думая о необходимости скучиваться. В центре починка – оглоданные временем развалины большой круглой башни. Очевидно, основание ее было несколько больше верхушки. Узкие бойницы начинаются сажен за пять от земли. Здесь вся эта деревушка спасалась, когда ей грозило нашествие джигетов с севера или сванов с востока».

Усадьба состояла из следующих основных элементов: двора, огорода, огороженного участка для выпаса телят – «ахкаара», расположенного рядом со двором, небольших пахотных полей для посева проса, льна, конопли, хлопка и т.д., виноградника и кладбища. Необходимо подчеркнуть то необычайно важное значение, которое имеет двор абхазской усадьбы.

Двор, называемый «амдзырха», «ашта», «агуарп», обносился оградой с одними главными воротами со стороны подъездной или проезжей дороги и несколькими перелазами (ахцыста) или калитками. Он составляет центральную и самую существенную часть каждой усадьбы. Двор представляет собой большую чистую поляну, имеющую форму правильного четырёхугольника или другую форму, зависящую от ландшафта. Большими размерами отличались дворы князей и дворян, причём внутренний (ашта, агуарп) и внешний (амдзырха) некоторые представители высшего сословия ради красоты засевали клевером. Во дворе специально оставляется хотя бы одно тенистое дерево (граб, грецкий орех, яблоня, груша, черешня, вишня, лавр, ольха и др.). В жаркие дни люди под ними проводят значительную часть времени.

Самое раннее описание абхазского двора мы имеем у Арканджело Ламберти XVII в.. «Двор весь окружён и отделён сперва рвом, потом забором. Каждый старается устроить красивей из весьма крепких столбиков, врытых в землю и переплетённых тонкими ветвями. Над входом ставят большие ворота, укреплёнными перекладинами и большими брусьями; на них вырезаны изображения различных животных или другие фигуры».
В центре зала представлена абхазская усадьба, которая состоит из центрального двора с жилыми постройками, с огороженной территорией, где обычно расположен скотный двор, участки под огород и под кукурузу (раньше засевали пшеницу, просо, и другие злаковые), с фруктовым садом, виноградником и пасекой. Кладбища (ахатгун) в Бзыбской Абхазии в основном находятся на территории усадьбы, а в Абжуйской же Абхазии за пределами усадьбы в специально отведённом месте для всего рода.

Назначение абхазского двора заключалось в обслуживании большой группы лиц, составлявших иногда малые семейные общины. На основе обычая гостеприимства абхазский двор принимал и обслуживал многочисленных гостей, особенно в дни совершения похорон, поминок, свадеб и т.п. Кроме того, абхазский двор обеспечивал совершение культовых и ритуальных действий, связанных с благополучием всех членов семьи, животноводством, земледелием, пчеловодством и т. д.

Прежде всего, двор должен был защищать его обитателей от налета «непрошеных гостей». Именно с защитной функцией связано расположение во дворе основных жилищ и хозяйственных построек.
У абхазов во дворе перед домом на видном месте укреплялось в землю бревно (кол) с сучкообразными разветвлениями наверху, служившее коновязью (ачхарпарта).
За оградой двора, неподалеку, располагались хозяйственные постройки и где-нибудь в уголке закладывался огород.

Жилые постройки

1. В экспозиции представлен круглый плетеный шалаш с конусообразной крышей из соломы (акуацв) – наиболее древний тип жилья.

2. Четырехугольная плетеная постройка с четырехскатной крышей из драни – (апацха).

3. Простой дощатый дом с земляным полом – (агу-тзы). Этот дом предназначался для приема гостей на ночлег, он был оборудован одной или парой балок, опиравшихся на продольные стены жилища и служившие для подвешивания оружия, верхней одежду и даже седел гостивших. Все три типа жилых построек оборудованы открытым очагом, выложенным из глины. Над ним висят надочажные цепи и деревянные крюки, служащие для подвешивания котелков.

4. Дощатый дом на столбиках под драночной четырехскатной крышей (акуаскя). Более позднее строение, как правило, состоявшее из двух комнат: гостиной и спальни.
5. В экспозиции представлено однокамерной дощатое жилище на невысоких столбиках, предназначенное для молодоженов – амхара. Раньше для этой цели выстраивался небольших размеров «акуацв». Количество таких построек в одном дворе зависело от числа женатых сыновей в большой патриархальной семье.
Планировка двора

Размещались жилые и хозяйственные постройки в 19 и 20 в.в. следующим образом: главное жилое помещение акуаскьа строилось, как правило, посредине двора, лицом к воротам. При этом апацха или акуацв становились кухней, где протекала основная жизнь домочадцев. Эти жилища располагались сбоку от акуаскьа, их фасадная часть смотрела в сторону основного дома. Домик для новобрачных – амхара – строился в задней части двора, подальше от главного жилья, что является отражением этикета, предполагающего скрываться молодоженам от глаз старших членов семейства.
Некоторые подсобные помещения также располагались в пределах двора. Так сарай (ананыра) располагался у ограды двора, кукурузник (аца) и курятник (акутыцра) располагались у задней ограды двора на видном месте.

Другие хозяйственные постройки выносились за пределы главного двора и были обнесены своей изгородью с воротами, калиткой и перелазами. Там располагались конюшня (ачтра), коровник (ажвтра), козлятник (аджматра). Пасека (ашьхагуара) располагалась неподалеку от главного двора также за его пределами.
Во многих абхазских усадьбах имелись и особо почитались родовые кузни, где изготавливались необходимые в хозяйстве инструменты и инвентарь. В кузне родичи проводили моление богу Щашвы, приносили присягу и клятвы.

Такое расположение и разнообразие жилых и хозяйственных построек абхазского двора определяется удобством и отражает этические особенности менталитета абхазов. На этом примере можно проследить эволюцию, связанную с ростом благосостояния, и с уменьшением внешних опасностей для жизни и имущества абхазов.